Цель:
- реализация единой линии развития ребенка на этапах дошкольного и начального школьного детства, придав педагогическому процессу целостный, последовательный и перспективный характер.
Совместные задачи детского сада и школы по реализации плана:
- объединить усилия учителей 1, 4 классов и воспитателей дошкольного учреждения старших групп по созданию условий для успешного обучения в первом классе;
- совершенствовать работу воспитателей по развитию у дошкольников интеллектуальных умений, необходимых для успешного обучения;
- направить усилия воспитателей на формирование у воспитанников старших групп самостоятельности, ответственности и активности;
- способствовать поддержки и развитию творческой инициативы и способностей дошкольников к творческой деятельности;
- изучить индивидуальные особенности дошкольников и систему проведения учебных занятий воспитателями дошкольного учреждения.
Основные направления совместной работы
№ |
Направления работы |
Срок исполнения |
Ответственный |
1 |
Совместные заседания с целью решения образовательных вопросов и методических проблем. |
1 раз в четверть |
Руководитель группы |
Разработка тематических консультаций для законных представителей воспитанников старших групп по вопросу оказания помощи детям в подготовке к обучению в школе. |
Сентябрь |
Заместитель директора по УР Руководитель группы |
|
2 |
Обмен опытом работы по обучению и воспитанию учащихся с целью соблюдения преемственности. |
В течение года |
Учителя, воспитатели |
Взаимопосещение уроков в первых классах и занятий в старших группах дошкольного учреждения с целью выработки единых методических подходов в обучении и воспитании детей. |
В течение года |
Учителя, воспитатели |
|
3 |
Работа с родителями: организация бесед, консультации по задачам подготовки детей к школе. |
В течение года |
Учителя, воспитатели |
4 |
Организация подготовительных занятий для будущих первоклассников. |
Второе полугодие |
Заместитель директора |
5 |
Тестирование детей с целью выявления уровня их развития и школьной готовности. |
2 раза в год |
Логопед, психолог, воспитатели, учителя. |
Методическая работа
№ |
Наименование мероприятия |
Сроки |
Ответственный |
1 |
Взаимопосещения: |
Октябрь- апрель |
Учителя начальных классов, воспитатели |
2 |
Совместные заседания ТГ Круглый стол «Итоги адаптационного периода первоклассников» Мастер-класс « Lego-технологии как средство активизации психических функций в развитии детей дошкольного и младшего школьного возраста» Семинар «Современные технологии развития математических способностей у детей дошкольного и младшего школьного возраста» |
1 четверть 2 четверть 3 четверть |
Состав группы Состав группы Состав группы |
Круглый стол по итогам сотрудничества ДОУ и начальной школы по преемственности воспитательно-образовательного процесса |
Май |
Состав группы |
Диагностическая и коррекционно-развивающая работа
№ |
Наименование мероприятия |
Сроки |
Ответственный |
1 |
Диагностика детей подготовительной группы на предмет готовности к школе |
В течение учебного года |
Психолог, логопед, воспитатели. |
2 |
Создание условий для индивидуального развития и коррекции детей 6-7 лет |
В течение учебного года |
Психолог, воспитатели |
3 |
Проведение с детьми индивидуальных логопедических занятий |
В течение учебного года |
Логопед |
4 |
Анализ успеваемости первоклассников |
Май |
Учителя начальных классов, воспитатели |
Работа с родителями
№ |
Наименование мероприятия |
Сроки |
Ответственный |
|
Посещение родительских собраний в учреждении дошкольного образования с целью презентации образовательных услуг I ступени общего среднего образования на следующий учебный год. |
Март - май |
Заместитель директора по УР, учителя начальной школы, воспитатели |
|
Организация тематической выставки в детском саду для родителей «Что должен знать и уметь первоклассник» |
Апрель |
Учителя начальных классов, воспитатели |
|
Анкетирование родителей воспитанников подготовительной группы на тему: «Готов ли ваш ребенок к школе?» |
Май |
Воспитатели дошкольных учреждений |
|
Проведение консультаций для родителей будущих первоклассников специалистами школы (учитель-дефектолог, педагог-психолог, учителя начальных классов) |
Июнь |
Руководитель группы, учитель-дефектолог, педагог-психолог, учителя начальных классов |
-
- Совместный план по реализации преемственности
№ |
Мероприятие |
Цель |
Ответственные |
Форма подведения |
1. |
Оформление стендов «Для вас, родители будущих первоклассников» |
Информирование родителей о подготовке ребенка к школе |
Воспитатели учителя нач. классов |
Информационные стенды |
2. |
Праздник «1 сентября – День Знаний» |
Создать для будущего выпускника ДОУ мотивацию для обучения в школе.
|
Воспитатели |
Посещение торжественной линейки в школе |
3. |
Размещение рекомендаций для родителей будущих первоклассников |
Информирование родителей о подготовке ребенка к школе. |
Воспитатели,психолог |
Стенды |
4. |
Дни методического взаимодействия ДУО – начальная школа по теме: «Первые дни ребенка в школе: адаптационный период» |
Выявление уровня адаптации воспитанников в школе. |
Учителя начальных классов |
Открытые уроки в первых классах для педагогов ДУО |
5. |
Ознакомительные экскурсии воспитанников подготовительной группы в школу |
Знакомство со школой |
Воспитатели |
Экскурсии |
6. |
Открытый показ образовательной деятельности в подготовительной группе (в течение года) |
Подготовка детей к школьному обучению |
Воспитатели |
Групповые и индивидуальные занятия |
7. |
Выступление на родительских собраниях |
Знакомство родителей будущих первоклассников с системой подготовки детей к школе |
Психолог, учителя нач. классов |
Рекомендации |
8. |
Коррекционная работа в старших группах. (в течение года) |
Коррекция детей. Индивидуальные консультации для родителей. |
Логопед |
Групповые и индивидуальные занятия |
9. |
Психологическое сопровождение процесса подготовки детей мл. школьного возраста к систематическому школьному обучению (в течение года) |
Индивидуальная работа педагога – психолога по выявлению проблем и выстраиванию работы по их разрешению |
Психолог |
Групповые и индивидуальные занятия |
10. |
Семинар-практикум «Современные технологии развития математических способностей у детей дошкольного и младшего школьного возраста» |
Знакомство с опытом работы |
Состав группы |
Обмен опытом |
11. |
Мастер-класс «Lego-технологии как средство активизации психических функций в развитии детей дошкольного и младшего школьного возраста» |
Выработать педагогами ДУО и школы общее понимание по данному вопросу |
Состав группы |
Обмен опытом |
12. |
Круглый стол «Итоги сотрудничества преемственности ДОУ и школы» |
Составить примерный план совместной работы школы и ДУО на будущий учебный год. Подвести итоги совместной работы школы и ДУО по решению проблемы преемственности. |
Состав группы |
Подведение итогов |
Ожидаемые результаты:
- создание единой системы диагностических методик уровня развития детей;
- совершенствование форм организации образовательного процесса и методов обучения в учреждении дошкольного и общего среднего образования;
- создание условий для успешной адаптации детей к обучению в школе;
- возникновение обратной связи между учреждением дошкольного и общего среднего образования.
Практические материалы:
- папка-передвижка для родителей «Скоро в школу»
- папка с рекомендациями для родителей (памятки, брошюры) «Советы родителям»
- папка «Консультации педагога-психолога»
- информационный стенд «Для Вас, родители»
- методический портфель «Мастер-класс «Lego - технологии»»
- консультации для родителей (онлайн) на Schools.by «Ваш ребёнок-ученик»
Заседание №1 (ноябрь)
Тема: «Итоги адаптационного периода первоклассников»
Цель: определение степени адаптации первоклассников к школьному обучению.
Задачи:
- выявить основные проблемы, появившиеся у первоклассников в адаптационный период через взаимопосещения уроков;
- определить направление дальнейшей работы с учащимися 1 класса.
Форма проведения: круглый стол.
Учебно-методический блок:
1.Особенности адаптации первоклассников к условиям школы.
2.Работа с родителями первоклассников в период адаптации.
3.Психологическая помощь родителям и детям в сложных ситуациях в период адаптации.
Практический блок:
1.Родительское собрание «Первая четверть ребёнка в школе».
2.Оформление стенда «Организация самостоятельной творческой деятельности ребёнка».
3.Психодиагностика детей «Беседа о школе».
Литература:
1. Астапов В. М. Определение готовности детей к обучению в школе. – М., 1991.
2. Бабаева Т. И. У школьного порога. – М., 1993.
3. Безруких М. М. Ступеньки к школе. – М., 2001.
Заседание №2 (февраль)
Тема: «Современные технологии развития математических способностей у детей дошкольного и младшего школьного возраста»
Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов, развитие интеллектуальной и творческой инициативы педагогов.
Задачи:
- способствовать повышению уровня профессиональных компетенций у педагогов и воспитателей в процессе использования форм и методов работы по данной теме;
- обобщить опыт работы педагогов (воспитателей) по данному направлению.
Форма проведения: семинар.
Учебно-методический блок:
- Современные требования к математическому развитию детей.
- Анализ современных подходов к организации математического развития детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Практический блок:
1.Банк диагностических методик по проблеме: «Математические способности детей».
2.Памятка для педагогов и родителей «Обучающие настольно-печатные игры по математике».
3.Папка-передвижка для родителей «Математика и в шутку и всерьёз».
Литература:
1.Волонина В.В. Занимательная математика С-Петербург. 1996
2.Ерофеева Т.И. Дошкольник изучает математику.2005
3.Ерофеева Е. Математика глазами детей, родителей и педагогов// Ребенок в детском саду- 2002-№6 с.16
Заседание №3 (март)
Тема: «Lego- технологии как средство активизации психических функций в развитии детей дошкольного и младшего школьного возраста»
Цель: расширение знаний педагогов об использовании Lego- конструирования как средства развития психических процессов у детей.
Задачи:
- сформировать представления о Lego-конструировании;
- изучить педагогический опыт коллег, которые успешно работают над практической реализацией программы по Lego-конструированию.
Форма проведения: педагогическая мастерская.
Учебно-методический блок:
1.Lego-технологии как средство развития познавательных способностей детей.
2.Диагностика уровня знаний и умений по Lego-конструированию и робототехнике у детей 5-7 лет по методике Т.В. Фёдоровой.
Практический блок:
1. Мастер-класс Борщевской Т.Г. «Мини-технология ,,Lego-сказка,, в развитии творчества детей совместно со взрослыми в процессе создания атрибутов для игр-драматизаций».
2. Брошюра «Дидактические игры с Lego-конструктором ».
Литература:
1. Комарова Л.Г. Строим из LEGO (моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора LEGO). – М.: «ЛИНКА – ПРЕСС», 2001. - 49 с.
2. Лусс Т.В. Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью LEGO. – Москва: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003. - 104 с.
3. Фешина Е.В. Лего конструирование в детском саду. Пособие для педагогов. – М.: изд. Сфера, 2011. - 101 с.
Заседание №4 (май)
Тема: «Итоги сотрудничества ДОУ и начальной школы по преемственности»
Цель: создание информационного пространства для обмена педагогическим опытом для повышения профессиональной компетентности и мастерства педагогов.
Задачи:
- определить перспективные направления в работе творческой группы на следующий учебный год;
- составление плана работы на новый учебный год.
Форма проведения: круглый стол.
Учебно-методический блок:
1.Роль творческой группы в совершенствовании педагогического мастерства.
2.Обзор новинок методической литературы.
Практический блок:
1.Выпуск стенгазеты «Взрослым о детях»
2.Анкетирование педагогов «Запросы на новый учебный год».
Литература:
1.Преемственные связи ДОУ, школы и родителей будущих первоклассников./ Под ред. Е. П. Арнаутовой. – М., 2006.
2. Технологии непрерывного образования в детском саду и школе./ Под ред. Н. В. Микляевой. – М., 2011.
3. Черникова Т. В. Школа и детский сад: лицом друг к другу (организация образовательной среды для выпускников детского сада).// Управление ДОУ. – 2005 - №4.