Новости проекта
Семь советов, как перейти на дистанционное обучение
Голосование
Как Вам наш сайт?
Всего 633 человека

Работа с семьей

Дата: 5 февраля 2014 в 10:42, Обновлено 12 марта в 08:24
Список учителей творческой группы "Работа с семьей"                   
Богданович А.В. – руководитель
Глумнушина Ж.Г.
Кирилюк Г.Н.
Стельмашонок Т.С.
Билевская О.В.
Зыль В.В.
Ленюски И.М.
Богданович А.В.
Богданович Е.В.
Дзюбич Е.Н.
Хмара О.А.
Санкович О.Г.
План работы творческой группы учителей
по работе с семьей  на 2019/2020 учебный год
Цель: Создание единого образовательного пространства «школа - семья», обеспечивающего целостное развитие личности школьника, через организацию взаимодействия школы с семьями воспитанников на основе социального партнерства.
  Задачи:
  1. Осваивать новые эффективные формы в работе с семьёй.
  2. Создание условий для формирования доверительных отношений родителей с педагогическим коллективом школы в процессе повседневного общения и специально- организованных мероприятий.
  3. Совершенствование работы педагогического университета для родителей.
  4. Продолжить тесное сотрудничество классных руководителей с родителями.
  5. Активизировать посещение открытых классных мероприятий другими классными руководителями.
Заседание №1 (август-сентябрь)
Тема: Роль школы и семьи в приобщении детей и подростков к здоровому образу жизни.
Цель: Обмен передовым опытом работы, знакомство с новыми подходами в
реализации профилактических мер и приобщению учащихся к здоровому образу жизни.
Задачи:
-Содействовать обеспечению преемственности в организации работы
классного руководителя с детьми и подростками по формированию навыков
здорового образа жизни на всех ступенях образования;
-Содействовать активному внедрению интерактивных форм работы с учащимися и их родителями по формированию у учащихся здорового образа жизни;
-Совершенствовать методику работы классных руководителей по организации воспитательного процесса в классе в свете современных требований и технологий.
Форма проведения: семинар-практикум.
Вопросы для обсуждения:
1. Здравоохранение – приоритетная задача. Система здравоохранительного
воспитания общеобразовательной школы.
2. Роль классного руководителя в формировании у учащихся навыков здорового образа жизни
3. Сотрудничество семьи, школы и социума в воспитании здоровой гармоничной личности
4. Обмен опытом работы. (Классные руководители).
Заседание №2  (ноябрь)
Тема: Совершенствование работы школы с семьёй (направления, формы, перспективы работы с родителями)
Цель: разработать стратегию взаимодействия школы и семьи по формированию нравственной культуры учащихся
Задачи:
-проанализировать состояние связей школы с семьёй на данном этапе;
-выявить пути, формы и способы расширения и углубления взаимосвязей школы¸ семьи;
-развитие сотрудничества отношений между педагогами и родителями,
Форма проведения: творческая гостиная
Вопросы для обсуждения:
1 Основные проблемы во взаимодействии семьи и школы.
2. Принципы эффективного взаимодействия семьи и школы.
3.Творческий отчёт  о работе с родителями
Заседание №3  (январь)
Тема: Содержание и формы проведения родительских собраний
Цель: изучить методику проведения родительских собраний
Задачи:
  1. Изучить литературу по проблеме.
  2. Раскрыть сущность основных понятий.
3. Разработать и провести собрание.
Форма проведения: круглый стол
Вопросы для обсуждения:
1.Формы и методы проведения родительских собраний
2.Современные воспитательные технологии при проведении родительских собраний.
3.Обмен опытом
4.Ролевая игра «Ученики, родители, учителя»
Заседание №4  (апрель-май)
Тема: Педагогическая этика в работе с учащимися и родителями.
Цель: поднять уровень морально-педагогической подготовки классных руководителей и вооружить их знаниями, которые могут успешно применяться в процессе их педагогической деятельности.
Задачи: 
-исследование проблем методологического характера,
- выяснение структуры и изучения процесса формирования нравственных потребностей учителя,
- разработка специфики нравственных аспектов педагогического труда, выявление предъявляемых требований к нравственному облику педагога
 Форма проведения: дискуссионные качели
Вопросы для обсуждения:
1.Личность учителя как фактор установления педагогически целесообразных взаимоотношений
2.Учитель и родитель: система взаимоотношений.
3.Обмен опытом по взаимодействию с семьёй
Литература:
1.Богословская В.С. Школа и семья: конструктивный диалог. Минск, 1998;
2.Журнал «Народная асвета», № 9/2006, №2/ 2007;
3.Журнал «Праблемы выхавання», № 5-13 / 2006;
4.Кодекс республики Беларусь о браке и семье. Минск, 1999;
5.Питание школьников.- Мн.:Изд.ООО «Красико-Принт»,2003. – 128 с.
6.     Журнал «Минская школа сегодня», 2007 год, №7
7.     Социальная работа с семьей. Проблемы и перспективы. Выпуск 3. Антология. Издательство: Издательство Санкт-Петербургского университета. Серия: Международная программа "Уличные дети Санкт-Петербурга. От эксплуатации к образованию"
8. Рабочая книга школьного психолога. Под ред. Дубровиной И.В., М., 1991.
9. Храмова, Ф.И. Идеологическое воспитание: параметры эффективности. М., 2005
10. Богданович О.Н. Воспитательная деятельность в общеобразовательных учреждениях. Мозырь, 2008
11. Василевич, Л.И. Вместе к самопознанию. Мозырь, 2002
12. Арлова, Г.П. Народная педагогіка як сродак выхавання вучняў. Мінск , 2009
13. Журнал «Праблемы выхавання” , 2007 год, №1, стр.47
14. Журнал “Пачатковая школа”, 2007 год, №4, №10
15. http://iemcko.narod.ru/3114.html. сайт практического психолога.

Взаимодействие семьи и школы как условие эффективности работы по профилактике противоправного поведения несовершеннолетних

«Без хороших отцов нет хорошего воспитания, несмотря на все школы»
Русский истории Н. Карамзин
Одной из актуальных и социально значимых  задач,  стоящих  перед нашим обществом сегодня, является поиск путей  снижения  роста преступлений среди молодежи и повышения  эффективности  их  профилактики.
     Необходимость скорейшего решения этой задачи обусловлена,  прежде всего, тем, что в сферы организованной  преступности втягивается  все  больше  и   больше   несовершеннолетних,   криминальными группировками, созданными подростками, совершаются опасные преступления. Такая  криминализация  молодежной  среды  лишает общество перспектив установления в скором будущем социального равновесия и благополучия.
    Важным направлением в системе предупреждения  преступности  является  комплексная разработка проблемы ранней профилактики правонарушений несовершеннолетних. Ее основой является создание условий, обеспечивающих возможность нормального развития детей, своевременное выявление отклонений в поведении, типичных кризисных ситуаций, возникающих у учащихся.
    Данные ряда исследований свидетельствуют о том, что каждый третий несовершеннолетний правонарушитель воспитывался в такой семье, где он постоянно сталкивался с резко отрицательным примером родителей – систематическими пьянками, жестокостью, скандалами, правонарушениями. Однако из этих же данных вытекает и другой вывод: две трети подростков-правонарушителей воспитывались в семьях, где отсутствовали столь явные источники отрицательного влияния. Тем не менее, эти семьи тоже не смогли правильно воспитать детей, поскольку в них  царила неблагоприятная нравственно-психологическая обстановка, обусловленная эгоизмом и потребительской психологией родителей.
    Именно отец и мать своими поступками, образом жизни дают своим детям самые убедительные образцы поведения. Неправильно сформированные ценности, образцы поведения требуют работы по перевоспитанию, которая является наиболее сложной в практике работы школы.
     Для предупреждения противоправного поведения  несовершеннолетних    необходимо  также  к профилактической работе привлекать  семью.
     Взаимодействие с семьей по профилактике противоправного поведения несовершеннолетних -  одна из актуальных и сложных проблем в работе школы. Семьи разные, у каждой свои проблемы и трудности, поэтому невозможно дать готовый и единственно правильный ответ на вопрос о том, как эффективно взаимодействовать с семьей. Многое зависит от интуиции, мастерства педагога, который должен проанализировать комплекс различных обстоятельств, чтобы принять нужное решение в выборе способов и средств  взаимодействия с родителями и ребенком в конкретной ситуации. Практика показывает, что некоторые родители не имеют специальных знаний в области воспитания, испытывают трудности в установлении контактов с детьми. Педагоги и родители, пытаясь совместно найти наиболее эффективные способы решения этой проблемы, определяют содержание и формы педагогического просвещения.
В создании союза педагогов и родителей важнейшая роль принадлежит педагогам. Не все родители откликаются на стремление педагога к сотрудничеству, проявляют интерес к объединению усилий по воспитанию своего ребенка. Педагогам необходимы терпение и целенаправленный поиск путей решения этой проблемы.
      Организованное взаимодействие школы и семьи по профилактике противоправного поведения несовершеннолетних  осуществляется поэтапно и имеет своей целью формировать  активную  педагогическую позицию семьи в воспитание законопослушной личности, воспитании культуры поведения.
Главными задачами взаимодействия являются следующие:
- выявить  возможности  семей  по воспитанию  детей;
- выявить функции взаимодействия педагогов и родителей;
- сформировать педагогическую позицию родителей;
- организовать педагогическое просвещение родителей;
- привлечь родителей к участию в учебно-воспитательном  процессе;
- привлечь родителей к работе в органах школьного самоуправления;
- сформировать единую позицию педагогов и родителей в обеспечение качественного образования учащихся,  в воспитании  нравственности и культуры поведения;
- создать  реальное сотрудничество педагогов  и родителей в процессе воспитания учащихся, в организации взаимодействия семьи и школы на основе единой педагогической позиции.
 Эффективное взаимодействие семьи и школы по профилактике противоправного поведения несовершеннолетних может быть достигнуто при следующих условиях:
  1. Доверительные отношения между педагогами и родителями. Контакт должен строиться таким образом, чтобы у семьи возник интерес к процессу воспитания, потребность в развитии, уверенность в своих силах.
  2. Вооружение семьи педагогическими знаниями и умениями, в их усвоении в теоретической и практической организованной деятельности.
При реализации профилактической работы необходимо со стороны школы и родителей соблюдать одинаковые требования:
– содержательность, направленность, непрерывность процесса перевоспитания;
– осознание перспективности в перевоспитании;
– изучение, с одной стороны, требований общества к несовершеннолетнему правонарушителю, а с другой - индивидуальных особенностей и общих законов развития личности подростка;
– поддержка и развитие внутренних, зачастую внешне не проявляющихся, общественно полезных интересов и способностей ребенка;
– отсутствие навязчивости и назойливости в перевоспитании;
– терпение и выносливость участников профилактического процесса;
– активность самого подростка.
 Значительную трудность для взаимодействия со школой по профилактике правонарушений и преступлений представляют семьи, находящиеся в социально опасном положении. Это связано с тем, что в большинстве случаев невозможно устранить основной источник разрушения личности - неблагоприятные условия жизни ребенка в семье.
Принципы работы школы с семьями, находящимися в СОП:
  • Необвинительность. Вместо обличения и упреков, пусть даже и вполне заслуженных, - социальная защита, создание платформы для выхода из кризиса.
  • Индивидуальный подход. Решение конкретных проблем конкретной семьи и подростка в реальных жизненных условиях и в местах их пребывания. Установление доверительных отношений между педагогом и членами семьи.
  • Уважение норм и ценностей семьи и детей. Ориентация на развитие на основе позитивного потенциала семьи, ее способности к самопомощи.
     Взаимодействие семьи и школы значительно обогащает воспитательную атмосферу среды, вскрывает потенциальные резервы целенаправленного формирования личности в том случае, если взаимодействие протекает в целесообразных формах, если оно подвижно и координируется в зависимости от содержательной стороны контактов между школой и семьей.
     Сотрудничество  учреждения  образования  с  семьей  по  формированию позитивных   мотивов   правомерного   поведения   и   предупреждению противоправного  поведения  учащихся  должно  основываться  на  следующих принципах:
  1. Принцип  соглашения - учреждение  образования  согласует  с  семьей  права  и  обязанности,  который каждый из указанных субъектов должен принять на себя для осуществления успешной  профилактики  противоправного  поведения  ребенка.  Реализуется принцип соглашения посредством информирования родителей:  оформление  стенда  «В  помощь  родителям»,  «Уголок правовых знаний», выпуск  информационных  бюллетеней   «Что надо знать о вреде алкоголя, курения и наркотиков», "Права  ребенка  в  законодательстве РБ",  «Ответственность несовершеннолетних»,  «Правовые  аспекты  семейного  воспитания»;  книжная выставка  «О  чем  надо  знать  каждому».
  2. Принцип сопряжения - состоит в установлении тесной взаимосвязи семьи и учреждения образования в направлении формирования позитивных мотивов правомерного поведения учащихся. Успешности  воплощения  в  жизнь  принципа сопряженности содействует:
- работа  родительских  клубов  (темы: «Право  ребенка  быть  не  похожим  на родителей», «Как  можно  разрешить конфликт с ребенком?» и др.);
- проведение родительских собраний на темы: «Откровенный  разговор  о  правовой  культуре  родителей  и  семейном воспитании»,  «Стиль,  формы  и  методы  нравственно-правого  воспитания  в семье», «Влияние микроклимата семьи на самочувствие взрослеющего человека».
- приглашение на родительские собрания специалистов (инспектора ГАИ и
ИДН, нарколога, представителей СППС учреждения образования);
проведение семейных конференций, семинаров-практикумов, ток-шоу и "круглых   столов"   («Правонарушения   несовершеннолетних:   причины,
последствия,  профилактика»,  "Справедливость в отношениях детей и взрослых: существует ли она?», «Предупреждение насилия в семье»);
- организация  тематических вечеров  вопросов  и  ответов,  групповых и индивидуальных консультаций («Наркотическая зависимость»),
  1. Принцип  сопричастности - состоит  во  взаимной  практической  заботе  об  улучшении  условий  жизни  ребенка.  Осуществляется указанный принцип посредством составления банка данных о семьях  и  детях,  находящихся  в  СОП;  оказания систематической  психолого-педагогической  помощи  и  поддержки  семьям,  в которых  возникли  проблемы  между  её  членами;  осуществления  психолого-педагогической  реабилитации  детей,  проживающих  в  условиях  социального неблагополучия и т.д.
4. Принцип содеянности - осуществляется благодаря реализации совместных практических действий педагога с родителями. Следует  предусмотреть  вовлечение  в  общее  дело  не только  матерей,  но и  отцов.
Воплощается  в  жизнь  принцип  посредством  оформления фотоальбомов, семейных газет и т.д., проведения  совместных   мероприятий:  концертов,  спектаклей  и  праздников  («Вместе – дружная  семья»,  «Идеальный  отец»,  «Моя  семья»),  осуществление  рейдов представителей  учреждения  образования  с  родителями («Подросток», «Семья»).
Подводя итог всему вышесказанному, можно отметить следующее: подростки представляют собой особую социальную категорию, со своими идеалами и ценностями, которые формируются под влиянием различных факторов. Эти ценности очень часто расходятся с нормами, принятыми в нашем обществе, появляются так называемые отклонения или девиации.
Односторонняя работа школы в данном направлении не принесет эффективных результатов, поэтому так важна роль семьи в организации и проведении работы по профилактике противоправного поведения несовершеннолетних  для достижения эффективных, действенных результатов.
Педагог социальный                                 Барсук Ольга  Владимировна
Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.