Новости проекта
Внесение изменений в личные данные
Важная информация
Выставка "Образование и карьера 2020"
«Учитель для Беларуси»
Голосование
Как Вам наш сайт?
Всего 621 человек

Работа с одарёнными детьми

Дата: 17 января 2018 в 14:20, Обновлено 29 августа 2019 в 01:05

                                                 

РАБОТА С ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
«Одаренность человека - это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать все, чтобы он вырос и дал обильный плод»
Младший школьный возраст — период впитывания, накопления и усвоения знаний. Перед учителями начальных классов стоит основная задача – способствовать развитию каждой личности. Поэтому важно установить уровень способностей и их разнообразие у наших детей, но не менее важно уметь правильно осуществлять их развитие.
Главная цель работы с одарёнными детьми – воспитать каждого ученика успешным.
Отличительные особенности одаренных детей

1.Имеют более высокие по сравнению с большинством остальных сверстников интеллектуальные способности, восприимчивость к умению, творческие возможности и проявления.
2.Имеют доминирующую, активную, не насыщаемую познавательную потребность.
3.Испытывают радость от умственного труда.
Категории одаренных детей
1.Дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях.
2.Дети с признаками специальной умственной одаренности - одаренности в определенной области науки, искусства.
3.Учащиеся, не достигающие по каким - либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами.
Принципы работы с одарёнными детьми
1.Принцип дифференциации и индивидуализации обучения (высшим уровнем реализации которых является разработка индивидуальной программы развития одаренного ребенка).
2.Принцип максимального разнообразия предоставляемых возможностей
3.Принцип обеспечения свободы выбора учащимися дополнительных образовательных услуг.
4. Принцип опережающего обучения.
5. Принцип комфортности в любой деятельности
6. Принцип развивающего обучения.
7. Принцип возрастания роли внеурочной деятельности одаренных детей через кружки, секции, факультативы, клубы по интересам.
8. Принцип усиления внимания к проблеме межпредметных связей в индивидуальной работе с учащимися.
9. Принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальной роли учителя.
Очень важно, научить ребят самостоятельно мыслить, искать необходимую информацию, сопоставлять факты. Тогда они не перестанут учиться всю жизнь, независимо от своей профессии, обгоняя самих себя. Лев Николаевич Толстой писал: «Знание только тогда знание, когда приобретено усилиями своей мысли, а не памятью….».
Формы работы с одаренными учащимися.
- творческие мастерские;
- групповые занятия по параллелям классов с сильными учащимися;
- кружки по интересам;
- конкурсы;
- интеллектуальный марафон;
- участие в олимпиадах;
- работа по индивидуальным планам;
- научно-исследовательские конференции.
В работе с одарёнными детьми на начальном этапе обучения в школе соблюдаются взаимосвязи природных задатков, социума, в котором развивается и воспитывается ребёнок и создание оптимальных условий для развития его таланта.
При работе с одарёнными детьми учитываются личностные и возрастные особенности каждого ребёнка, характер семейных отношений и развитие эмоционально – волевых качеств детей, создаются условия для освоения родителями способов формирования у ребёнка положительной «Я – концепции» как важнейшего условия полной реализации потенциальных возможностей одарённого ребёнка.
Работа с одарёнными детьми на уроках
  1. Метод вживания. Позволяет учащимся посредством чувственно- образных и мыслительных представлений «переселиться» в изучаемый объект, почувствовать и познать его изнутри.
  2. Метод эвристических вопросов. Ответы на семь ключевых вопросов: Кто? Что? Зачем? Где? Чем? Когда? Как? и их всевозможные сочетания порождают необычные идеи и решения относительно исследуемого объекта.
  3. Метод сравнения. Дает возможность сопоставить версии разных учащихся, а также их версии с культурно – историческими аналогами, сформированными великими учеными, философами и т. д.
  4. Метод конструирования понятий. Способствует созданию коллективного творческого продукта - совместно сформулированного определения понятия.
  5. Метод путешествия в будущее. Эффективен в любой общеобразовательной области как способ развития навыков предвидения, прогнозирования.
  6. Метод ошибок. Предполагает изменение устоявшегося негативного отношения к ошибкам, замену его на конструктивное использование ошибок для углубления образовательных процессов. Отыскивание взаимосвязей ошибки с «правильностью» стимулирует эвристическую деятельность учащихся, приводит их к пониманию относительности любых знаний.
  7. Метод придумывания. Позволяет создать не известный ранее ученикам продукт в результате определенных творческих действий.
  8. Метод «если бы…». Помогает детям нарисовать картину или составить описание того, что произойдет, если в мире что-либо изменится. Выполнение подобных заданий не только развивает воображение, но и позволяет лучше понять устройство реального мира.
  9. «Мозговой штурм» (А. Ф. Осборн). Позволяет собрать большое число идей в результате освобождения участников обсуждения от инерции мышления и стереотипов.
  10. Метод инверсии, или метод обращения. Способствует применению принципиально противоположной альтернативы решения. Например, объект исследуется с внешней стороны, а решение проблемы происходит при рассмотрении его изнутри.
Ребёнок, не овладевший приёмами учебной деятельности в начальных классах школы, в среднем звене неизбежно переходит в разряд неуспевающих. Обучение через деятельностный метод предусматривает такое осуществление учебного процесса, при котором на каждом этапе образования одновременно формируется и совершенствуется целый ряд интеллектуальных качеств личности.
Правильное использование деятельностного метода обучения на уроках в начальной школе и во внеурочной деятельности позволит оптимизировать учебный процесс, устранить перегрузку ученика, предотвратить школьные стрессы, а самое главное – сделает учёбу в школе единым образовательным процессом.
Использование современных технологий
Техника взаимодействия учителя с учеником при деятельностном подходе осуществляется через применение технологий качественного обучения.
В своей работе применяю самые современные технологии, направленные на решение учебных задач:
  1. Развивающее обучение
  2. Проблемное обучение
  3. Разноуровневое обучение
  4. Использование исследовательского метода в обучении
  5. Проектные методы в обучении
  6. Игровые методы
  7. Обучение в сотрудничестве
  8. Информационно-коммуникационные технологии
  9. Здоровье сберегающие технологии
Использование информационно-коммуникационных технологий в работе с одарёнными детьми
Современная школа должна не только сформировать у учащихся определенный набор знаний и умений, но и пробудить их стремление к самообразованию, реализации своих способностей. Необходимым условием развития этих процессов является обновление содержания образования, активизация учебно-познавательной деятельности. Важная роль в решении этих задач отводится новым информационным технологиям. Применение ИКТ на уроках способствует созданию обстановки психологического комфорта. Дети не боятся собственных ошибок. Все это позволяет обеспечить для большинства учеников переход от пассивного усвоения учебного материала к активному, осознанному овладению знаниями. Компьютерные технологии создают большие возможности активизации учебной деятельности, контроля качества обучения, расширения кругозора учащихся.
Результативность работы с одарёнными детьми
Наиболее важным результатом работы, проводимой с одарёнными и способными детьми, является высокая мотивация учебной деятельности, повышение степени самостоятельности учащихся в добывании знаний и совершенствовании умений, развитие навыков работы с научно-популярной, учебной и справочной литературой, развитие творческих способностей учащихся, повышение познавательной активности детей, их участие в разного рода конкурсах, олимпиадах и соревнованиях.
Предметные олимпиады
Выявление интеллектуального потенциала детей, определение их творческих способностей и склонностей к отдельным предметам являются основной ступенью в работе с одаренными детьми. Большую роль в развитии интереса к предметам играют олимпиады.
Предметные олимпиады – это состязания школьников в разных областях знаний.
Цель олимпиады – повышение уровня знаний и умений одаренных учащихся, развитие и поддержание интереса к учению, стремления к самореализации, формирование навыков планирования и самоконтроля.
Целесообразно проводить олимпиады по математике, русскому языку, литературному чтению, окружающему миру в два тура (первый – отборочный – классный, второй – в параллели). В первом туре участвуют все желающие в классе, во втором победители отборочного тура. В течение учебного года проходит кропотливая работа по подготовке учеников к олимпиаде. Учащимся предлагаются вопросы и задания по предметам, рекомендуется справочная литература, даются занимательные упражнения.
Материалы для олимпиады включают в себя несколько видов заданий. Они предусматривают как программный материал, так и материал повышенной сложности. При выполнении таких заданий ученик проявляет способность и классифицировать, обобщать, прогнозировать результат, «включать» интуицию и воображение.
Показатели эффективности работы с одарёнными детьми:
  1. Удовлетворенность детей своей деятельностью и увеличение числа таких детей.
  2. Повышение уровня индивидуальных достижений детей в образовательных областях, к которым у них есть способности.
  3. Адаптация детей к социуму в настоящем времени и в будущем.
  4. Повышение уровня владения детьми общепредметными, социальными компетенциями, увеличение числа таких детей.
Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.