Новости проекта
Семь советов, как перейти на дистанционное обучение
Голосование
Как Вам наш сайт?
Всего 633 человека

Мероприятия

Дата: 27 декабря 2015 в 12:01, Обновлено 27 октября 2018 в 19:36
Взаимодействие семьи и школы как условие эффективности работы по профилактике противоправного поведения несовершеннолетних
«Без хороших отцов нет хорошего воспитания,
несмотря на все школы»
Русский истории Н. Карамзин
Одной из актуальных и социально значимых  задач,  стоящих  перед нашим обществом сегодня, является поиск путей  снижения  роста преступлений среди молодежи и повышения  эффективности  их  профилактики.
Необходимость скорейшего решения этой задачи обусловлена,  прежде всего, тем, что в сферы организованной  преступности втягивается  все  больше  и   больше   несовершеннолетних,   криминальными группировками, созданными подростками, совершаются опасные преступления. Такая  криминализация  молодежной  среды  лишает общество перспектив установления в скором будущем социального равновесия и благополучия.
Важным направлением в системе предупреждения  преступности  является  комплексная разработка проблемы ранней профилактики правонарушений несовершеннолетних. Ее основой является создание условий, обеспечивающих возможность нормального развития детей, своевременное выявление отклонений в поведении, типичных кризисных ситуаций, возникающих у учащихся.
Данные ряда исследований свидетельствуют о том, что каждый третий несовершеннолетний правонарушитель воспитывался в такой семье, где он постоянно сталкивался с резко отрицательным примером родителей – систематическими пьянками, жестокостью, скандалами, правонарушениями. Однако из этих же данных вытекает и другой вывод: две трети подростков-правонарушителей воспитывались в семьях, где отсутствовали столь явные источники отрицательного влияния. Тем не менее, эти семьи тоже не смогли правильно воспитать детей, поскольку в них  царила неблагоприятная нравственно-психологическая обстановка, обусловленная эгоизмом и потребительской психологией родителей.
Именно отец и мать своими поступками, образом жизни дают своим детям самые убедительные образцы поведения. Неправильно сформированные ценности, образцы поведения требуют работы по перевоспитанию, которая является наиболее сложной в практике работы школы.
Для предупреждения противоправного поведения  несовершеннолетних    необходимо  также  к профилактической работе привлекать  семью.
Взаимодействие с семьей по профилактике противоправного поведения несовершеннолетних -  одна из актуальных и сложных проблем в работе школы. Семьи разные, у каждой свои проблемы и трудности, поэтому невозможно дать готовый и единственно правильный ответ на вопрос о том, как эффективно взаимодействовать с семьей. Многое зависит от интуиции, мастерства педагога, который должен проанализировать комплекс различных обстоятельств, чтобы принять нужное решение в выборе способов и средств  взаимодействия с родителями и ребенком в конкретной ситуации. Практика показывает, что некоторые родители не имеют специальных знаний в области воспитания, испытывают трудности в установлении контактов с детьми. Педагоги и родители, пытаясь совместно найти наиболее эффективные способы решения этой проблемы, определяют содержание и формы педагогического просвещения.
В создании союза педагогов и родителей важнейшая роль принадлежит педагогам. Не все родители откликаются на стремление педагога к сотрудничеству, проявляют интерес к объединению усилий по воспитанию своего ребенка. Педагогам необходимы терпение и целенаправленный поиск путей решения этой проблемы.
Организованное взаимодействие школы и семьи по профилактике противоправного поведения несовершеннолетних  осуществляется поэтапно и имеет своей целью формировать  активную  педагогическую позицию семьи в воспитание законопослушной личности, воспитании культуры поведения.
Главными задачами взаимодействия являются следующие:
- выявить  возможности  семей  по воспитанию  детей;
- выявить функции взаимодействия педагогов и родителей;
- сформировать педагогическую позицию родителей;
- организовать педагогическое просвещение родителей;
- привлечь родителей к участию в учебно-воспитательном  процессе;
- привлечь родителей к работе в органах школьного самоуправления;
- сформировать единую позицию педагогов и родителей в обеспечение качественного образования учащихся,  в воспитании  нравственности и культуры поведения;
- создать  реальное сотрудничество педагогов  и родителей в процессе воспитания учащихся, в организации взаимодействия семьи и школы на основе единой педагогической позиции.
 Эффективное взаимодействие семьи и школы по профилактике противоправного поведения несовершеннолетних может быть достигнуто при следующих условиях:
  1. Доверительные отношения между педагогами и родителями. Контакт должен строиться таким образом, чтобы у семьи возник интерес к процессу воспитания, потребность в развитии, уверенность в своих силах.
  2. Вооружение семьи педагогическими знаниями и умениями, в их усвоении в теоретической и практической организованной деятельности.
При реализации профилактической работы необходимо со стороны школы и родителей соблюдать одинаковые требования:
– содержательность, направленность, непрерывность процесса перевоспитания;
– осознание перспективности в перевоспитании;
– изучение, с одной стороны, требований общества к несовершеннолетнему правонарушителю, а с другой - индивидуальных особенностей и общих законов развития личности подростка;
– поддержка и развитие внутренних, зачастую внешне не проявляющихся, общественно полезных интересов и способностей ребенка;
– отсутствие навязчивости и назойливости в перевоспитании;
– терпение и выносливость участников профилактического процесса;
– активность самого подростка.
 Значительную трудность для взаимодействия со школой по профилактике правонарушений и преступлений представляют семьи, находящиеся в социально опасном положении. Это связано с тем, что в большинстве случаев невозможно устранить основной источник разрушения личности - неблагоприятные условия жизни ребенка в семье.
Принципы работы школы с семьями, находящимися в СОП:
  • Необвинительность. Вместо обличения и упреков, пусть даже и вполне заслуженных, - социальная защита, создание платформы для выхода из кризиса.
  • Индивидуальный подход. Решение конкретных проблем конкретной семьи и подростка в реальных жизненных условиях и в местах их пребывания. Установление доверительных отношений между педагогом и членами семьи.
  • Уважение норм и ценностей семьи и детей. Ориентация на развитие на основе позитивного потенциала семьи, ее способности к самопомощи.
Взаимодействие семьи и школы значительно обогащает воспитательную атмосферу среды, вскрывает потенциальные резервы целенаправленного формирования личности в том случае, если взаимодействие протекает в целесообразных формах, если оно подвижно и координируется в зависимости от содержательной стороны контактов между школой и семьей.
Сотрудничество  учреждения  образования  с  семьей  по  формированию позитивных   мотивов   правомерного   поведения   и   предупреждению противоправного  поведения  учащихся  должно  основываться  на  следующих принципах:
  1. Принцип  соглашения - учреждение  образования  согласует  с  семьей  права  и  обязанности,  который каждый из указанных субъектов должен принять на себя для осуществления успешной  профилактики  противоправного  поведения  ребенка.  Реализуется принцип соглашения посредством информирования родителей:  оформление  стенда  «В  помощь  родителям»,  «Уголок правовых знаний», выпуск  информационных  бюллетеней   «Что надо знать о вреде алкоголя, курения и наркотиков», "Права  ребенка  в  законодательстве РБ",  «Ответственность несовершеннолетних»,  «Правовые  аспекты  семейного  воспитания»;  книжная выставка  «О  чем  надо  знать  каждому».
  2. Принцип сопряжения - состоит в установлении тесной взаимосвязи семьи и учреждения образования в направлении формирования позитивных мотивов правомерного поведения учащихся. Успешности  воплощения  в  жизнь  принципа сопряженности содействует:
- работа  родительских  клубов  (темы: «Право  ребенка  быть  не  похожим  на родителей», «Как  можно  разрешить конфликт с ребенком?» и др.);
- проведение родительских собраний на темы: «Откровенный  разговор  о  правовой  культуре  родителей  и  семейном воспитании»,  «Стиль,  формы  и  методы  нравственно-правого  воспитания  в семье», «Влияние микроклимата семьи на самочувствие взрослеющего человека».
- приглашение на родительские собрания специалистов (инспектора ГАИ и
ИДН, нарколога, представителей СППС учреждения образования);
проведение семейных конференций, семинаров-практикумов, ток-шоу и "круглых   столов"   («Правонарушения   несовершеннолетних:   причины,
последствия,  профилактика»,  "Справедливость в отношениях детей и взрослых: существует ли она?», «Предупреждение насилия в семье»);
- организация  тематических вечеров  вопросов  и  ответов,  групповых и индивидуальных консультаций («Наркотическая зависимость»),
  1. Принцип  сопричастности - состоит  во  взаимной  практической  заботе  об  улучшении  условий  жизни  ребенка.  Осуществляется указанный принцип посредством составления банка данных о семьях  и  детях,  находящихся  в  СОП;  оказания систематической  психолого-педагогической  помощи  и  поддержки  семьям,  в которых  возникли  проблемы  между  её  членами;  осуществления  психолого-педагогической  реабилитации  детей,  проживающих  в  условиях  социального неблагополучия и т.д.
4. Принцип содеянности - осуществляется благодаря реализации совместных практических действий педагога с родителями. Следует  предусмотреть  вовлечение  в  общее  дело  не только  матерей,  но и  отцов.
Воплощается  в  жизнь  принцип  посредством  оформления фотоальбомов, семейных газет и т.д., проведения  совместных   мероприятий:  концертов,  спектаклей  и  праздников  («Вместе – дружная  семья»,  «Идеальный  отец»,  «Моя  семья»),  осуществление  рейдов представителей  учреждения  образования  с  родителями («Подросток», «Семья»).
Подводя итог всему вышесказанному, можно отметить следующее: подростки представляют собой особую социальную категорию, со своими идеалами и ценностями, которые формируются под влиянием различных факторов. Эти ценности очень часто расходятся с нормами, принятыми в нашем обществе, появляются так называемые отклонения или девиации.
Односторонняя работа школы в данном направлении не принесет эффективных результатов, поэтому так важна роль семьи в организации и проведении работы по профилактике противоправного поведения несовершеннолетних  для достижения эффективных, действенных результатов.
Педагог социальный    О.  В. Барсук
ГУО  «Средняя школа № 1
г. Осиповичи им. Б. М. Дмитриева»
Творческие разработки.
 (1,6 Мб) Классный час «Правонарушение, преступление и подросток» (Разработка + презентация, 7 класс) 
 (27,0 Кб) Тренинг по правовому воспитанию «Я - гражданин» (7 класс, учитель Климович М.В., высшая категория.)
 (5,7 Мб)   Классный час "Наши права и обязанности" (2 класс Санкович О.Г)
 (813,8 Кб) Классный час "Права ребенка" (Яблонская Е.М. 11 класс_презентация)
 (763 Кб) Правовой турнир. (презентация)
(4,8 Мб) 10 заповедей человека будущего. (презентация)
(72,0 Кб)  Игра «Путешествие в Страну Правовых знаний» Декада правовых знаний
Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.