Взаимодействие семьи и школы как условие эффективности работы по профилактике противоправного поведения несовершеннолетних
«Без хороших отцов нет хорошего воспитания,
несмотря на все школы»
Русский истории Н. Карамзин
Одной из актуальных и социально значимых задач, стоящих перед нашим обществом сегодня, является поиск путей снижения роста преступлений среди молодежи и повышения эффективности их профилактики.
Необходимость скорейшего решения этой задачи обусловлена, прежде всего, тем, что в сферы организованной преступности втягивается все больше и больше несовершеннолетних, криминальными группировками, созданными подростками, совершаются опасные преступления. Такая криминализация молодежной среды лишает общество перспектив установления в скором будущем социального равновесия и благополучия.
Важным направлением в системе предупреждения преступности является комплексная разработка проблемы ранней профилактики правонарушений несовершеннолетних. Ее основой является создание условий, обеспечивающих возможность нормального развития детей, своевременное выявление отклонений в поведении, типичных кризисных ситуаций, возникающих у учащихся.
Данные ряда исследований свидетельствуют о том, что каждый третий несовершеннолетний правонарушитель воспитывался в такой семье, где он постоянно сталкивался с резко отрицательным примером родителей – систематическими пьянками, жестокостью, скандалами, правонарушениями. Однако из этих же данных вытекает и другой вывод: две трети подростков-правонарушителей воспитывались в семьях, где отсутствовали столь явные источники отрицательного влияния. Тем не менее, эти семьи тоже не смогли правильно воспитать детей, поскольку в них царила неблагоприятная нравственно-психологическая обстановка, обусловленная эгоизмом и потребительской психологией родителей.
Именно отец и мать своими поступками, образом жизни дают своим детям самые убедительные образцы поведения. Неправильно сформированные ценности, образцы поведения требуют работы по перевоспитанию, которая является наиболее сложной в практике работы школы.
Для предупреждения противоправного поведения несовершеннолетних необходимо также к профилактической работе привлекать семью.
Взаимодействие с семьей по профилактике противоправного поведения несовершеннолетних - одна из актуальных и сложных проблем в работе школы. Семьи разные, у каждой свои проблемы и трудности, поэтому невозможно дать готовый и единственно правильный ответ на вопрос о том, как эффективно взаимодействовать с семьей. Многое зависит от интуиции, мастерства педагога, который должен проанализировать комплекс различных обстоятельств, чтобы принять нужное решение в выборе способов и средств взаимодействия с родителями и ребенком в конкретной ситуации. Практика показывает, что некоторые родители не имеют специальных знаний в области воспитания, испытывают трудности в установлении контактов с детьми. Педагоги и родители, пытаясь совместно найти наиболее эффективные способы решения этой проблемы, определяют содержание и формы педагогического просвещения.
В создании союза педагогов и родителей важнейшая роль принадлежит педагогам. Не все родители откликаются на стремление педагога к сотрудничеству, проявляют интерес к объединению усилий по воспитанию своего ребенка. Педагогам необходимы терпение и целенаправленный поиск путей решения этой проблемы.
Организованное взаимодействие школы и семьи по профилактике противоправного поведения несовершеннолетних осуществляется поэтапно и имеет своей целью формировать активную педагогическую позицию семьи в воспитание законопослушной личности, воспитании культуры поведения.
Главными задачами взаимодействия являются следующие:
- выявить возможности семей по воспитанию детей;
- выявить функции взаимодействия педагогов и родителей;
- сформировать педагогическую позицию родителей;
- организовать педагогическое просвещение родителей;
- привлечь родителей к участию в учебно-воспитательном процессе;
- привлечь родителей к работе в органах школьного самоуправления;
- сформировать единую позицию педагогов и родителей в обеспечение качественного образования учащихся, в воспитании нравственности и культуры поведения;
- создать реальное сотрудничество педагогов и родителей в процессе воспитания учащихся, в организации взаимодействия семьи и школы на основе единой педагогической позиции.
Эффективное взаимодействие семьи и школы по профилактике противоправного поведения несовершеннолетних может быть достигнуто при следующих условиях:
-
Доверительные отношения между педагогами и родителями. Контакт должен строиться таким образом, чтобы у семьи возник интерес к процессу воспитания, потребность в развитии, уверенность в своих силах.
-
Вооружение семьи педагогическими знаниями и умениями, в их усвоении в теоретической и практической организованной деятельности.
При реализации профилактической работы необходимо со стороны школы и родителей соблюдать одинаковые требования:
– содержательность, направленность, непрерывность процесса перевоспитания;
– осознание перспективности в перевоспитании;
– изучение, с одной стороны, требований общества к несовершеннолетнему правонарушителю, а с другой - индивидуальных особенностей и общих законов развития личности подростка;
– поддержка и развитие внутренних, зачастую внешне не проявляющихся, общественно полезных интересов и способностей ребенка;
– отсутствие навязчивости и назойливости в перевоспитании;
– терпение и выносливость участников профилактического процесса;
– активность самого подростка.
Значительную трудность для взаимодействия со школой по профилактике правонарушений и преступлений представляют семьи, находящиеся в социально опасном положении. Это связано с тем, что в большинстве случаев невозможно устранить основной источник разрушения личности - неблагоприятные условия жизни ребенка в семье.
Принципы работы школы с семьями, находящимися в СОП:
-
Необвинительность. Вместо обличения и упреков, пусть даже и вполне заслуженных, - социальная защита, создание платформы для выхода из кризиса.
-
Индивидуальный подход. Решение конкретных проблем конкретной семьи и подростка в реальных жизненных условиях и в местах их пребывания. Установление доверительных отношений между педагогом и членами семьи.
-
Уважение норм и ценностей семьи и детей. Ориентация на развитие на основе позитивного потенциала семьи, ее способности к самопомощи.
Взаимодействие семьи и школы значительно обогащает воспитательную атмосферу среды, вскрывает потенциальные резервы целенаправленного формирования личности в том случае, если взаимодействие протекает в целесообразных формах, если оно подвижно и координируется в зависимости от содержательной стороны контактов между школой и семьей.
Сотрудничество учреждения образования с семьей по формированию позитивных мотивов правомерного поведения и предупреждению противоправного поведения учащихся должно основываться на следующих принципах:
-
Принцип соглашения - учреждение образования согласует с семьей права и обязанности, который каждый из указанных субъектов должен принять на себя для осуществления успешной профилактики противоправного поведения ребенка. Реализуется принцип соглашения посредством информирования родителей: оформление стенда «В помощь родителям», «Уголок правовых знаний», выпуск информационных бюллетеней «Что надо знать о вреде алкоголя, курения и наркотиков», "Права ребенка в законодательстве РБ", «Ответственность несовершеннолетних», «Правовые аспекты семейного воспитания»; книжная выставка «О чем надо знать каждому».
-
Принцип сопряжения - состоит в установлении тесной взаимосвязи семьи и учреждения образования в направлении формирования позитивных мотивов правомерного поведения учащихся. Успешности воплощения в жизнь принципа сопряженности содействует:
- работа родительских клубов (темы: «Право ребенка быть не похожим на родителей», «Как можно разрешить конфликт с ребенком?» и др.);
- проведение родительских собраний на темы: «Откровенный разговор о правовой культуре родителей и семейном воспитании», «Стиль, формы и методы нравственно-правого воспитания в семье», «Влияние микроклимата семьи на самочувствие взрослеющего человека».
- приглашение на родительские собрания специалистов (инспектора ГАИ и
ИДН, нарколога, представителей СППС учреждения образования);
проведение семейных конференций, семинаров-практикумов, ток-шоу и "круглых столов" («Правонарушения несовершеннолетних: причины,
последствия, профилактика», "Справедливость в отношениях детей и взрослых: существует ли она?», «Предупреждение насилия в семье»);
- организация тематических вечеров вопросов и ответов, групповых и индивидуальных консультаций («Наркотическая зависимость»),
-
Принцип сопричастности - состоит во взаимной практической заботе об улучшении условий жизни ребенка. Осуществляется указанный принцип посредством составления банка данных о семьях и детях, находящихся в СОП; оказания систематической психолого-педагогической помощи и поддержки семьям, в которых возникли проблемы между её членами; осуществления психолого-педагогической реабилитации детей, проживающих в условиях социального неблагополучия и т.д.
4. Принцип содеянности - осуществляется благодаря реализации совместных практических действий педагога с родителями. Следует предусмотреть вовлечение в общее дело не только матерей, но и отцов.
Воплощается в жизнь принцип посредством оформления фотоальбомов, семейных газет и т.д., проведения совместных мероприятий: концертов, спектаклей и праздников («Вместе – дружная семья», «Идеальный отец», «Моя семья»), осуществление рейдов представителей учреждения образования с родителями («Подросток», «Семья»).
Подводя итог всему вышесказанному, можно отметить следующее: подростки представляют собой особую социальную категорию, со своими идеалами и ценностями, которые формируются под влиянием различных факторов. Эти ценности очень часто расходятся с нормами, принятыми в нашем обществе, появляются так называемые отклонения или девиации.
Односторонняя работа школы в данном направлении не принесет эффективных результатов, поэтому так важна роль семьи в организации и проведении работы по профилактике противоправного поведения несовершеннолетних для достижения эффективных, действенных результатов.
Педагог социальный О. В. Барсук
ГУО «Средняя школа № 1
г. Осиповичи им. Б. М. Дмитриева»
Творческие разработки.







