Новости проекта
Мобильное приложение Schools.by
Переход платформы на новый учебный год!
Голосование
Как Вам наш сайт?
Всего 900 человек

Лэпбук "Развитие зрительного восприятия"

Дата: 19 февраля 2021 в 09:15, Обновлено 22 февраля 2021 в 09:41

Лэпбук «Развитие зрительного восприятия»         

         Цель данного дидактического пособия: устранение причин, из-за которых дети испытывают трудности в учении, усвоении тех или иных предметных знаний, умений и навыков, связанных с недостаточно сформированным зрительным восприятием.

Задачи:

  • развивать умения в области предметного восприятия: - узнавать, дифференцировать изображения предметов с разным количеством информативных признаков; - узнавать изображение предмета в разных ракурсах; - идентифицировать индивидуализированные изображения; - развивать умения зрительного анализа и синтеза предметного изображения;
  • развивать умения зрительного анализа сюжетных изображений;
  • развивать умения в области символьного восприятия: - развивать умения зрительного анализа и синтеза изображения символов (букв, цифр); дифференцировать зрительные образы букв, цифр.

      Дидактическое пособие лэпбук «Развитие зрительного восприятия» ориентировано на детей младшего школьного возраста с особенностями психофизического развития (6-8 лет). Предназначено как для индивидуальных занятий с детьми, так и для групповых и для самостоятельной игровой деятельности.

Содержание:

     Коррекционно-развивающей целью игр, используемых в лэпбуке, является развитие у младших школьников состояния зрительного восприятия до уровня возрастных норм посредством использования специальных заданий двух видов:

  •  коррекционно-развивающих заданий, построенных на неучебном материале;
  •  коррекционно-развивающих заданий, построенных на учебном материале.

     В процессе выполнения заданий дефектолог специально организовывает восприятие детей, воспитывает у них умение не просто смотреть, но и рассматривать, планомерно и систематично анализировать воспринимаемые объекты, выявлять существенные признаки и свойства предметов и явлений, произвольно регулирует процесс восприятия и контролирует его результаты.

      Задания первого вида предполагают усиление развивающего эффекта предлагаемого для усвоения учебного материала путем его определенной методической инструментовки.

     На следующей фотографии изображён разворот лэпбука, его первая, последняя страницы и середина.

    

     На первой странице расположена игра «Найди две одинаковые картинки». Она представлена в виде блокнотика со страницами прикреплёнными последовательно.

Задача: найти заданное изображение в ряду других, сходных.

Описание задания: найди две одинаковые картинки.

    На второй и третьей странице находятся две игры «Правильно-неправильно» и «Заплатки».

  

«Правильно-неправильно»

Игра представлена на карточках, помещённых в фигурные конвертики.

Задача: формировать умение различать правильно и зеркально изображённые буквенные и цифровые знаки.

Описание задания: положи справа от себя правильно изображённые буквы (цифры), а слева – неправильно.

          «Заплатки»

Игра представлена в виде трёх блокнотов со страницами прикреплёнными последовательно.

Задача: формировать умение расчленять изображение предмета на составляющие его элементы с последующим анализом и синтезом.

Описание задания: «почини» коврик с несложным узором, выбрав необходимую «заплатку» среди предложенных.

Игровая задача значительно усложняется, когда детям предлагается правильно подобрать утраченные фрагменты к сюжетным картинкам.

На четвёртой и пятой страницах находятся игры «Глазастики» и «Чей контур».

   

«Чей контур?»

Игра представлена в виде вращающегося круга.

Задача: формировать умение узнавать предметы по его контурному изображению.

Описание задания: назови предмет, контур которого ты видишь.

«Глазастики»

Игра представлена в виде разрезного домика.

Задача: формировать умение узнавать зашумлённые изображения букв.

Описание задания: прочитай зашумлённые слова.

За отрывающимся окошком можно найти правильны ответ.   

     На шестой и седьмой страницах можно поиграть в три игры: «Наложенные изображения», «Найди отличия», «Склеенные предложения».

  

«Наложенные изображения»

Игра представлена на карточках, помещённых в фигурный карман.

Задача: формировать умение узнавать наложенные друг на друга изображения.

Описание задания: назови все предметы, изображённые на картинке.

 

«Найди отличия»

Игра представлена на разворачивающихся страничках.

Задача: формировать умение находить отличия в сходных, но не тождественных изображениях.

Описание задания: сравни картинки и найди между ними отличия.

Поиск скрытых изображений «Кто не спрятался, я не виноват»

Игра представлена на карточках, размещающихся в потайном кармане.

Задача: формировать умение находить скрытые изображения в сюжетных картинках.

Описание задания: угадай сказку, найди её героев, которых художник спрятал в рисунках. Их можно увидеть в нечётких очертаниях, цветовых пятнах, отдельных деталях…

Например, к сказке «Морозко»: найди дочь старика, собачку, Морозко, мачеху, дочь мачехи.

  

Коррекционно-развивающие задания, построенные на учебном материале.

На узких отворачивающихся страничках, прикреплённых к третьей и седьмой странице, находятся игры «Склеенные слова», «Спрятавшиеся слова» и «Склеенные предложения».

«Склеенные слова»

Игра представлена на карточках, помещённых в фигурный карман. На карточках написаны «склеенные» (т.е. соединённые без пробелов) слова.

ЛОСЬЗАЯЦЛИСАВОЛКРЫСЬ

Задача: формировать умение видеть границы слов.

Описание задания: отдели слова друг от друга и посчитай их общее количество, назови обобщающим словом.

                   

«Склеенные предложения»

Игра представлена на карточках, помещённых в фигурный карман. На карточках написаны «склеенные» (соединённые без пробелов) предложения. ЯРКОЗАСВЕТИЛОСОЛНЦЕЗАЗВЕНЕЛИРУЧЬИ

Задача: формировать умение видеть границы слов, предложений.

Описание задания: отдели слова друг от друга и подели затем на предложения.

«Спрятавшиеся слова»

Игра представлена на карточках, помещённых в фигурный карман. Карточки с буквенным текстом, в котором «спрятаны» разные слова.

МИКРОВАТЬВОДТУМБОЧКАФЭШКАФХЯЧ

Задача: формировать умение находить среди букв «спрятанные» слова.

Описание задания: найди и подчеркни слова.

Для повышения интереса время выполнения задания можно ограничить. Выигрывает тот, кто первым правильно подчеркнёт все слова.

      На следующей фотографии видна середина разворота лэпбука и последняя девятая страница.

     В середине разворота лэпбука находятся две игры «Вершки-корешки» и «Назови недостающие или неадекватные детали».

«Недостающие или неадекватные детали»

Игра представлена в виде книжки-малышки.

Задача: формировать умение определять на предметных картинках недостающие или неадекватные детали.

Описание задания: назови недостающие или неадекватные детали.

«Вершки – корешки»

Игра представлена на карточках, помещённых в два кармана.

Задача: формировать умение узнавать буквы по их отдельным характерным деталям, читать слова только по их верхней или только нижней части.

Описание задания: прочитай напечатанные слова по их верхней части (нижней части).

«Шифровальщики»

Игра представлена на карточках (94), помещённых в фигурные карманы разного цвета. На карточках напечатаны буквы наложенные друг на друга. Цвет карточек соответствует цвету карманов. На жёлтых карточках напечатаны слова, состоящие из трёх букв, на синих – из четырёх, на зелёных – из пяти, на пурпурных – из шести, на красных – из семи и восьми букв.

Задача: формировать умение узнавать наложенные друг на друга буквы, составлять из них слова.

Описание задания:

Вариант 1. Назови все буквы, изображённые на картинке, сосчитай их количество и составь слово (если один играющий). Если несколько играющих, то после того как дан правильный ответ (названы буквы и их количество), устраивается соревнование – кто быстрее отгадает, какое слово зашифровано?

Вариант 2. Дети знают о количестве букв на карточках в зависимости от цвета могут выбирать более простые или сложные слова. За правильное называние букв ребёнок зарабатывает 1 балл, за правильно составленное слово из трёх букв – 1 балл, из четырёх – 2 балла, из пяти – 3 балла, из шести – 4 балла и т.д. Играющим даётся определённое время (зависит от их возраста), игроки берут карточки, записывают буквы и составляют слова. По окончании игры подсчитываются баллы, и определяется победитель.

Карточки с наложенными буквами можно использовать для определения лексических тем занятий (их 20), все слова можно поделить на группы, после расшифровывания искать лишнее слово.

       В процессе выполнения заданий, находящихся в лэпбуке, у учащихся выработается и закрепится комплекс умений: внимательно рассматривать объект, выделять составляющие его детали и как можно точнее копировать воспринимаемое, что позволит им лучше усвоить предметные знания, умения и навыки.

Лэпбук составила и изготовила

учитель-дефектолог высшей категории

М.А.Копейкина.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.